- Когда пришло понимание, что дело для турбизнеса пахнет жареным? И когда появилось осознание, что ситуация затянется надолго?
- Осознание того, что ситуация очень сложная у российского и, в частности, у псковского турбизнеса, появилось гораздо раньше, чем в нашей стране стали вводиться ограничительные меры. Потому что туристический бизнес – бизнес международный, и после первой информации о закрытии Ухани в Китае [23 января - ПАИ] мы уже стали испытывать беспокойство. И клиенты, которые планировали провести отпуск в Китае, и те, кто туда не собирался, но каким-то шестым чувством понимал, что проблема в итоге выйдет за пределы одной страны и охватит весь рынок, стали туры отменять. Ну а с марта началось просто повальное «схлопывание» стран, появились ситуации, когда за неделю до вылета путешественников в ОАЭ или в Доминиканскую Республику информация менялась ежедневно: лететь можно, лететь нельзя, лететь можно, но предстоит сидеть в закрытых гостиницах, нет, сидеть в гостиницах не надо, можно вести себя как обычно. То есть к нам осознание происходящего пришло несколько раньше, чем ко всем остальным.
То, что это может быть так надолго, принимать не хотелось. Казалось, что проблема сосредоточится только там, в Ухани, казалось, что Европа на короткий срок введёт карантинные меры, но в итоге это всё «не про нас». Но на самом деле сигналы о том, что положение будет очень серьёзным, появились ещё в самом начале марта. В частности, пришло сообщение об отмене крупной туристической выставки в Берлине, на которую должна была отправиться делегация Псковской области. Это известие пришло буквально за три дня до начала мероприятия, когда, в общем, уже пора было вылетать.
Так что обо всём мы знали немного заранее, но, скорее, просто не хотели верить в серьёзность происходящего, не понимали и не принимали масштаба случившегося, даже когда читали постановление премьер-министра Михаила Мишустина относительно введения ограничительных мер для курортных гостиниц до 1 июня.
Когда Владимир Путин объявил о том, что всем необходимо провести неделю с 28 марта дома, надеялись, что этой неделей на самоизоляции всё и ограничится.
- Когда начались массовые отмены туров со стороны псковичей?
- Люди стали вносить коррективы в свои планы ещё в феврале-марте. Когда приходили новости о карантине в Китае, Италии, Испании, тогда становилось понятно, что полёты в эти страны невозможны. На наше счастье, не так много псковичей устраивают себе отдых за границей в конце зимы - начале весны. Скорее, в сложную ситуацию попали те, кто воспользовался ранним бронированием и внёс предоплату за летний отпуск. От нескольких клиентов мы приняли заявления с просьбой вернуть эту предоплату. Общая практика, которую, к нашему удивлению, поддерживает и Роспотребнадзор, заключается в том, что клиентов просят перенести время отдыха вплоть до конца 2021 года. Причём многие турфирмы предлагают заморозить внесённые средства не в рублёвом эквиваленте, а в валютном, что является неплохой гарантией для будущего отпуска. Потому что эти два месяца сидения дома серьёзно повлияли на трудовую занятость людей, на их бизнес и доходы.
По клиентам, которые планировали отдых с нашей помощью, понятно, что ситуация, конечно, изменилась к худшему. Если до этого люди запросто собирались уехать летом в отпуск, то теперь это два безработных с ежемесячными кредитными обязательствами в 60 тысяч рублей. Понятно, что тут уже вопрос об отдыхе не идёт. Но ведь жизнь продолжается, и как-то приятнее планировать отпуск на следующий год, понимая, что он уже предоплачен и сумма зафиксирована в валюте. Ведь если в феврале за евро мы платили что-то около 70 рублей, то теперь курс чаще всего держится на уровне 80 рублей, то есть 10% ты уже сэкономил.
Знаю, что правительство внесло в Госдуму законопроект, который позволит отелям, туркомпаниям, авиакомпаниям вводить для туристов систему сертификатов, чтобы люди не отзывали свои деньги, а имели возможность распоряжаться ими в перспективе. Пока это только проект, но, надеюсь, после праздников этот закон всё же будет принят.
- Как себя ведут те, кто планировал отдохнуть в Псковской области?
- Здесь мы оказались в общей лодке, ведь введённые в Москве и Санкт-Петербурге ограничительные меры оказались даже более строгими, чем в Псковской области, а к нам едут в основном именно из этих двух регионов. Все обычные люди и ведут себя предсказуемо: кто-то настаивает на возврате средств, кто-то относится с большим пониманием и просит «заморозить» их деньги с возможностью перенести отдых на более позднее время. Мы в своей компании приняли решение о том, что даём клиентам возможность воспользоваться деньгами, которые они нам уже перевели, до мая 2021 года. Причём мы гарантируем неизменность стоимости отдыха при тех же параметрах обслуживания, при том же уровне сервиса: речь о количестве дней, уровне гостиницы, программе экскурсий.
Но всё же тур по России – это не такая затратная история, как поездка в Европу. Путешествие за границу меньше чем в 30-40 тысяч рублей на человека не обойдётся. Поездки в российский регион суммарно стоят в районе 7-10 тысяч рублей плюс билеты на поезд. Знаю, что РЖД сейчас возвращает деньги за билеты без удержаний. Поэтому здесь с возвратами ситуация полегче, но, общаясь с коллегами, узнаю, что есть и такие клиенты, которые бьются за свои 7 тысяч и требуют моментально их вернуть. Но возврат произвести не всегда представляется возможным, потому что деятельность туристических компаний, согласно указу губернатора, не разрешена. Нет возможности находиться в офисе, чтобы всё правильно оформить, потому что нужен и бухгалтер, и сотрудник фирмы, а ограничительные меры пока никто не отменял.
- Как бы вы сейчас охарактеризовали ситуацию в псковском турбизнесе? Какие настроения витают?
- Настроения очень тревожные, потому что в нашем бизнесе важно понимать сроки. Но даты, когда мы сможем приступить к работе, у нас нет, даже в ближайшей перспективе делать прогнозы невозможно. Даже когда мы получим разрешение на работу, на следующий же день турист не сойдёт с подножки поезда и не отправится на наши экскурсии. Пока распространится информация о том, что регион вновь открыт, пока клиент произведёт бронирование – на всё нужно время. Даже на даты после 31 мая отели опасаются принимать брони, потому что непонятно, можно ли будет въезжать в регион, как будет развиваться ситуация.
Ещё очень тревожно, потому что мои коллеги-отельеры сталкиваются с огромными проблемами: им нужно сохранить трудовые коллективы, выплачивать людям зарплату и одновременно платить за коммунальные услуги. Всё это при том условии, что в течение двух месяцев у них нет никаких доходов. Понятно, что в масштабах разных предприятий суммы разные, но, к примеру, для маленькой гостиницы где-нибудь в районном центре Псковской области 300 тысяч рублей – такая же неподъёмная сумма, как миллион рублей, который тратят на коммуналку псковские отели уровня «четыре звезды».
Реальной денежной помощи практически никто из участников рынка на данный момент не получил, а проблем много, они накапливаются и никуда не деваются. Но энергетиков, например, факт отсутствия денежной выручки не останавливает, они выставляют долговые обязательства и грозят отключить от электроснабжения, что для отелей подобно смерти. Благо потеплело и в номерном фонде электричество не требуется, но у всех есть холодильники, бассейны и другие службы, которые требуют постоянного снабжения.
- На что сейчас живёт и как вообще выживает ваше бюро путешествий?
- В общем чате с коллегами все горько шутят о том, что у нас как будто решили проверить толщину «жирка», как долго мы протянем… Потому что последняя выручка, которую мы видели в своей фирме, была в середине марта. После этого мы производили возвраты по запланированным турам в Прибалтику, по турам на приём в Пскове. Спасибо, что нас временно освободили от уплаты налогов, но параллельно нужно было страховать деятельность туроператора, платить коммунальные платежи, поэтому денег у нас в итоге нет. Всё сложно – не то слово.
- Вы уже воспользовались или планируете воспользоваться внешней помощью: от государства, от Фонда гарантий и развития предпринимательства [Автономная некоммерческая организация «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области» (Микрокредитная компания) – Центр «Мой бизнес» - ПАИ]?
- Конечно, мы внимательно следим за мерами поддержки, которые предлагает правительство. Мы не стали пользоваться правом взять беспроцентный кредит на выплату заработной платы, потому что с него тут же пришлось бы заплатить налоги, решили, что мы обойдёмся без этого кредита. Сейчас на каждого работника положена субсидия в размере 12 тысяч 130 рублей, вот на неё мы подали документы. Но сделали это 6 мая, а рассматриваться они будут только после 18 мая в течение трёх дней, к тому же, насколько мне известно, пока ещё нет механизма, по которому мы сможем эти деньги получить. Пошагово он не прописан. Соответственно, средства, скорее всего, придут к нам только в июне.
Мы также рассчитываем на средства, которые поступили в регион на докапитализацию Фонда гарантий и развития предпринимательства. Надеемся, что каким-то образом сможем их использовать: очень нужны субсидии на пополнение оборотных средств, чтобы можно было восстановить нормальную деятельность. Надеюсь, что в ближайшее время у Фонда появятся какие-то рычаги для помощи нам в этой ситуации.
До всей этой истории с коронавирусом мы постоянно пользовались ресурсами, которые предлагал Фонд. Очень удачно в этом году прошли выставки в Риге и в Таллине, у псковской делегации были замечательные, яркие стенды. Наше участие в таких выставках и в прошлом, и в этом году обнаружило необходимость распространить режим действия электронных виз на всю территорию России, а не только на Петербург, Ленинградскую область и Дальний Восток. Наши соседи из Прибалтики хотят видеть Россию, хотят приезжать в Псков, но не всегда готовы платить по 70 евро за оформление российской визы.
А, например, тот сайт, который сейчас есть у бюро путешествий «Континент» создан как раз при поддержке Фонда гарантий и развития предпринимательства. Там же нам помогали с выпуском полиграфии на русском и иностранных языках, причём речь не только о самой печати, но и о подготовке и переводе материалов. Это не только классические английский и немецкий, особенно актуальный накануне Международных Ганзейских дней 2019 года, но также и финский язык. Тогда мы делали буклеты для презентации проекта «Серебряное ожерелье» в Хельсинки. Даже материалы на экзотическом китайском языке для экскурсионного маршрута «Ленин в Пскове» мы тоже делали с помощью Фонда.
Наше сотрудничество имеет очень давние корни. Мы очень благодарны Фонду за подготовку и обучение кадров. Благодаря Фонду наш специалист получил второе высшее образование в сфере туристического бизнеса. Мы регулярно и с удовольствием пользовались образовательными программами в сфере туризма, курсами для экскурсоводов, которые Фонд предлагал совместно с псковским филиалом Российской академии туризма.
- Сколько времени, на ваш взгляд, займёт восстановление этой сферы? Когда всё может вернуться на круги своя?
- Нельзя проигрывать лето. Это всё-таки самый «отдыхательный» сезон. Но, думаю, июнь уже можно вычёркивать, потому что это время будет периодом восстановления. Да и в разных регионах ситуация разная, соответственно, и реакция на неё тоже будет отличаться. Всё будет зависеть от распространения коронавируса.
- Получается ли что-то в сложившейся ситуации предпринимать самостоятельно? Возможно, появились новые идеи, новые формы работы и продвижения туристических услуг?
- Пока заниматься своей непосредственной деятельностью у нас нет никакой возможности, потому что проведение экскурсий, приём гостей в Псковской области и отправка путешественников в другие регионы или за границу запрещены. Но мы с коллегами не тратим время зря и сейчас заняты тем, что придумываем новые формы туристических продуктов, придумываем более активные формы их продвижения с помощью интернета.
Понятно, что в ближайшей перспективе преимущество окажется за индивидуальным туризмом, так как люди будут опасаться больших групп, скоплений других путешественников и, скорее, предпочтут путешествие семьёй или хорошо знакомой компанией. Именно поэтому мы активно занимаемся продвижением своих экскурсионных услуг и маршрутов, которые подойдут как раз для такого формата путешествий. Для этого мы связались с большим количеством сайтов-агрегаторов, которые помогают подобрать нужную экскурсию.
Кроме того, понимая, что есть интерес к внутреннему туризму, активно предлагаем туристский продукт на российском рынке. Ещё до кризиса мы начали работать с одной из компаний по продвижению внутреннего турпродукта, на наше счастье, у нас оказалось много сторонников в других российских городах, и мы объединили наши программы. Теперь, например, сидя в Калуге или Севастополе, можно запросто купить тур в Псков, зайдя на сайт знакомых тебе туроператоров. Такой вот совместный региональный продукт, благодаря которому можно приобрести экскурсионную поездку в Псковскую область не только в Москве, но и в других регионах страны. Это для нас очень важно.
Финансовая сторона, конечно, тоже никуда не девается, поэтому думаем об участии в грантовых программах, недостатка в которых сейчас нет. Некоторые свои продукты мы уже заявили на грантовую поддержку государства. Будем надеяться, что наши предложения буду услышаны.
Автор: Ольга Машкарина
Источник: https://informpskov.ru/news/322588.html